Страницы
Архивы

postheadericon Обучение учащихся с ОВЗ

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ОВЗ, создаются специальные условия.

Доступность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий».

В МАОУ СШ № 7  созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями    здоровья и детьми-инвалидами:
  •       школа реализует адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  •         прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
  •       по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся  организуется  индивидуальное обучение на дому;
  •         в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития   в  школе  работает педагог-психолог,  социальный педагог;
  •        для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении  проводится   информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
  •          все учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, библиотека, спортивные залы, столовая доступны для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  •          Для доступа в школу имеется  пандус;
  •       специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет.

Наименование показателя

Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.

Имеющиеся формы обучения:

-по индивидуальному учебному плану.

При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка — заключение ВТЭК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.

В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.

В наличии адаптированные образовательные программы.

Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют.

Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения)

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Центральный вход пандусом  оборудован, звонком не оборудован.

Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников.

Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, в образовательной организации отсутствуют.

Имеется  специально оборудованный санузел (поручни, специализированное сантехническое оборудование).

Для доступа в здание имеется  пандус. При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Для организации питания обучающихся в школе имеется столовая.

Обучающимся, признанных инвалидами, и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предоставляется бесплатное2-х разовое питание за счет средств областного бюджета.

Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно.

Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую.

Столовая расположена на первом этаже. В обеденном зале столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды.

Доступ лиц с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата в столовую возможен.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

 

1) Зданиеоснащены противопожарной сигнализацией, информационным табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности.

2)     Оказание доврачебной первичной медицинской помощи в школе  возможно.

3) организация  и  создание  условий  для  профилактики  заболеваний  и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

4) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

5 пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни,

6)  прохождение обучающимися периодических медицинских осмотров;

7) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в Школе;

8)  организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

9) проведение  санитарно-противоэпидемических  и  профилактических мероприятий;

10) профилактика несчастных случаев с обучающимися

Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом  и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.

В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.

Информационная база школы оснащена:

— электронной почтой;

— выходом в Интернет (провайдер «Ростелеком»);

— функционирует официальный сайт школы.

Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в  каждом классе.

Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент — фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и преподавателей школы закрыт.

В школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски, наборы образовательной робототехники

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Специальных технических средств обучения не имеется
Кадровое обеспечение образования

(наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Прошли курсы повышения квалификации для работы с учащимися с ОВЗ 100% педагогов.

Имеется педагог-психолог, социальный педагог.

Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количество жилых помещений в общежитии, интернате Нет

Информация об организации обучения учащихся с ОВЗ

в 2020-2021 учебном году

Численность Обучение на основе бюджета (субвенция на образовательный процесс)
Всего учащихся 77 чел. 77 чел.
Дети — инвалиды 2 чел. 2 чел.
Всего учащихся с ОВЗ: 6 чел 6 чел.
Из них:
обучаются по АОП ЗПР
 обучаются АООП вариант 7.1 1 чел. 1 чел.
 обучаются АООП УО вариант 8.1 1 чел. 1 чел.
обучаются в СКК VIII вида 4 чел. 4 чел.

Программа  АООП с ЗПР

Приложение к программе:

Логопедические занятия

Психокоррекционные занятия

Программа АООП с УО вариант 1  1-4 классы

Приложение 1 к программе:

ИЗО

Логопедические занятия

Математика

Мир природы и человека

Музыка

Психокоррекционные занятия

Речевая практика

Ритмика

Русский язык

Ручной труд

Физ-ра

Чтение

Приложение 2 к программе:

Подвижные игры

Творческая мастерская

 Программа АООП с УО вариант 1 5-9 классы

ФГОС для детей с ОВЗ

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Ребенок, каким бы он ни был — прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. На Западе идеи инклюзивного образования появились, и стали активно развиваться в конце 60-х годов ХХ века. В нашей стране внедрению инклюзивного образования способствовали демократические преобразования начала 90-х годов.

Первый термин, принятый в России для обозначения идеи включения детей с особенностями развития в сообщество обычных сверстников, был «интеграция». В последние годы в работах зарубежных ученых термин «интеграция» стал применяться для обозначения попыток механистического объединения детей, без учета всей специфики сопровождения этого процесса. Сейчас все чаще стали употреблять термин «инклюзия».

Инклюзивное образование дает возможность всем детям с особенностями развития в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива, а также направлено на развитие у вех детей способностей, необходимых для общения.

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, независимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательной организации специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.

Примерные адаптированные основные образовательные программы обучающихся с ОВЗ внесены в реестр примерных основных общеобразовательных программ http://fgosreestr.ru/. Данные программы являются основой для разработки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, которые приступили к обучению в 1 классе массовой школы с 1 сентября 2016 года.

 

Инклюзивное образование базируется на следующих принципах:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

 

Правила организации обучения детей инвалидов в школе

Довольно непросто дается обучение детей инвалидов в школе. В виду этого необходимо четко знать правила, согласно которым должен проходить процесс обучения. Это даст возможность, верно, построить процесс обучения и увидеть результат. Первое, о чем должен помнить каждый — это изменение терминологии, в настоящее время рекомендуется называть детей-инвалидов детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это сокращение чаще встречается в законах, касающихся детей-инвалидов. В 2008 году в России была принята Конвенция о правах инвалидов, которая гарантирует каждому ребенку-инвалиду доступ к «инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания».

Перед началом учебного года специалисты проводят беседу с классным руководителем, учителями и учениками класса. При обучении делается акцент на развитие терпимости и добром отношении друг к другу, оказание помощи и поддержку таких деток. Ребенка заранее знакомят с учителем начальной школы, а затем со всеми учителями в средней и старшей школе. Ребенок должен адаптироваться к новому пространству, кабинетной системе, большому количеству людей, к разным требованиям учителей и учиться общаться со сверстниками. А также принимать школьные правила, без ограничений. Если раньше он зависел от одного человека, то теперь все будет зависеть от командного содружества учителей, специалистов и одноклассников при активном привлечении родителей. Конечно, надо понимать, что все дети абсолютно разные, поэтому помимо коллективного сопровождения необходима будет и индивидуальная помощь.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:

  1. Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Указ Президента РФ от 01 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Приказ Президента РФ от 04 февраля 2010 года Москва ПР-271
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ
  7. Постановление Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года № 26 Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», зарегистрировано в Минюсте РФ 14 августа 2015 года, рег. № 38528
  8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 06 октября 2010 года, регистрационный № 18638
  9. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
  11. Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
  12. Письмо Минобрнауки РФ от 29 марта 2016 года № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их образовательных потребностей»
  13. Письмо Минобрнауки РФ от 11 марта 2016 года № ВК-452/07 «Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
  14. Письмо Минобрнауки РФ от 05 сентября 2013 года № 07-1317 «Об индивидуальном обучении на дому»
  15. Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
  16. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
  17. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:

  1. Письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области от 29 августа 2016 года № 07/15565 «О введении в действие СанПиН 2.4.2.3286-15»
  2. Постановление правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 301 «Об утверждении государственной программы «Развитие образования Нижегородской области»
  3. Приказ Министерства образования Нижегородской области от 26 мая 2015 года № 2073 «О создании при министерстве образования Нижегородской области рабочей группы по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
  4. Приказ Министерства образования Нижегородской области от 20 марта 2015 года № 871 «Об утверждении плана мероприятий по введению в Нижегородской области федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
  5. Презентация «Методическое сопровождение ГБОУ ДПО НИРО мероприятий по переходу на ФГОС ОВЗ»

 

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:

  1. Приказ Управления образования администрации Володарского муниципального района от 31 августа 2016 года «Об утверждении плана работы»
  2. Приказ Управления образования администрации Володарского муниципального района от 31 августа 2015 года № 278-а «О создании при Управлении образования администрации Володарского муниципального района рабочей группы по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
  3. Приказ Управления образования администрации Володарского муниципального района от 05 мая 2015 года № 169-а «Об утверждении плана мероприятий по введению в Володарском муниципальном районе Нижегородской области федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

 

Секс шоп Купить мед. справки